До
7 лет у детей
преобладают
так
называемые природные
страхи,
основанные
на инстинкте
самосохранения.
В 7-10 лет
наступает
как бы равновесие
между
природными и
социальными
страхами
(одиночества,
наказания,
опоздания).
Если описать
это более
подробно, то
можно
выделить
конкретные страхи,
свойственные
каждому
периоду жизни.
Первый
год жизни
- Страх новой
окружающей
среды
- Страх
отдаления от
матери
- Боязнь
посторонних
людей
От
1 до 3 лет
- Боязнь
темноты
(основной
страх в этом
возрасте)
- Страх
оставаться
одному
- Ночные
страхи
От
3 до 5 лет
- Страх
одиночества,
то есть страх
"быть никем"
- Страх
темноты
- Боязнь
замкнутого
пространства
- Боязнь
сказочных
персонажей
(как правило, в
этом
возрасте они
ассоциируются
с реальными
людьми)
От
5 до 7 лет
- Страхи,
связанные со
стихиями:
пожаром, глубиной
и т.п.
- Боязнь
родительского
наказания
- Страх перед
животными
- Боязнь
страшных
снов
- Боязнь
потерять
родителей
- Страх
смерти
- Боязнь
опоздать
- Страх перед
заражением
какой-то
болезнью
От
7 до 11 лет
- Боязнь
школы
("Школьная
фобия")
- Страх "быть
не тем"
- Боязнь
сделать
ошибку
- Боязнь
плохой
оценки
От
10 до 16 лет
- Страх перед
изменением
своей
внешности
- Страх "быть
не собой"
- Навязчивые
страхи,
опасения, сомнения
межличностного
происхождения.
Вот
несколько
советов,
которые
помогут снизить
риск
развития
страхов или
тревожности
у вашего
ребенка.
1. Период
беременности
- не лучшее
время для решения
вопроса о
целесообразности
рождения
ребенка, для
сдачи
экзаменов,
защиты
дипломных
работ,
диссертаций
и прочих
стрессовых
ситуаций. Это
также не лучшее
время для
выяснения
отношений.
2. Помните, что
в первую
очередь вы -
не руководящий
работник, не
деловая
женщина, а
мама. Будьте
строгой,
решительной
и принципиальной
на работе, а
дома - нежной,
любящей,
непосредственной,
заботливой и
внимательной.
3. Ребенок не
должен
чувствовать
себя ни "Золушкой",
ни "Кумиром
семьи", лучше
выбрать нечто
среднее.
4. Разрешайте
ребенку как
можно больше
мастерить,
гулять,
бегать, почаще
приглашайте
в гости его
друзей-сверстников.
5. Не пугайте
ребенка
волками,
милиционерами,
врачами и т.п.
Ведь ребенок
всерьез
воспринимает
то, что нам
кажется
незначимым
или нереальным.
6. Находите
побольше
времени для
рисования. Играйте
всей семьей.
7.
Воспринимайте
ребенка
таким, какой
он есть. Не
сравнивайте
его с
соседским
красавцем
Ваней или
отличником
Сашей.
8. Любите
своего
ребенка. Не
забывайте о
необходимости
телесного
контакта с
ним. Пусть
ваш ребенок
станет
равноправным
членом семьи
со своими
правами и
обязанностями.
Будьте своему
ребенку
настоящим
другом!
К счастью,
большинство
детских
страхов обусловлены
возрастными
особенностями
и со временем
проходят, но
именно
родители должны
постараться,
чтобы эти
страхи не
стали
болезненно
навязчивыми
и не
сохранились
на
длительное
время. Что же
для этого
нужно
сделать? Если
у вас доверительные
отношения с
ребенком и вы
набрались
терпения,
можно
приступать к
поэтапной
совместной
работе по
избавлению
от страхов.
Этап первый -
"Рисуем
страхи".
Каждое
занятие
рисованием
должно
длиться 30-40 минут
в спокойной
обстановке.
Перед
занятием
дайте
ребенку
поиграть
самостоятельно,
установите с
ним
дружеский
контакт.
После этого
можно
перейти к
беседе, цель
которой -
выявить то,
чего боится
ребенок.
Можно это
сделать в
форме игры.
Сесть лучше
рядом с ребенком,
а не
напротив, не
забывайте
периодически
подбадривать
малыша.
Спрашивайте: "Скажи,
ты боишься
или не
боишься?" и
ждите ответа.
После
небольшой
паузы можно
перейти к
следующему
возможному
страху,
причем сам
вопрос
"боишься или
нет" нужно
повторять
только время
от времени.
Если ребенок
все страхи
отрицает,
попросите
его отвечать не
"да" или
"нет", а
развернуто,
например "я не
боюсь
темноты"...
Свои вопросы
лучше не
читать по
бумажке, хотя
для
ориентации
можно
составить
список
возможных
страхов, например:
"Скажи, ты
боишься или
нет, когда остаешься
один;
каких-то
людей; мамы
или папы; заболеть;
Бабы Яги;
Кощея
Бессмертного;
Бармалея;
темноты;
волка;
медведя;
других
животных; машин;
поездов;
когда очень
высоко; воды;
пожара; когда
идет кровь;
когда больно;
уколов; в
метро; в
лифте;
больших улиц
и т.д.
Беседу лучше
закончить
совместной
подвижной
игрой...
После этого
предложите
ребенку
нарисовать
предмет,
названный
первым в
качестве вызывающего
страх.
Рисовать
лучше
красками или
фломастером.
С помощью
рисунков
можно
устранить
страхи,
причиной
которых
является
игра воображения,
то, что
никогда не
происходило,
но, по мнению
ребенка,
может
произойти...
Второй этап -
"Предметно-ролевые
игры".
Психологически
направленные
игры снимают
у ребенка
избыток скованности
и страха,
возникающих
в темноте, в
замкнутом
пространстве,
при
попадании в
незнакомую
обстановку.
Ребенок
становится
более
уверенным в
себе,
избавляется
от излишней
застенчивости.
Игра
"Пятнашки" -
позволяет
ребенку
снять страхи
нападения,
боязнь
наказания
родителей,
наладить
более непосредственный
контакт
между
родителями и
детьми. Суть
игры -
ограничить
игровую площадку
и расставить
на ней в
беспорядке стулья,
любые
предметы.
Ведущий
догоняет игроков,
пытаясь
хлопнуть их
по спине.
Кого догонят
- тому водить...
Игра
"Прятки" -
позволяет
снять страхи
темноты,
одиночества,
замкнутого
пространства.
Заранее
оговариваются
места, где
прятаться
нельзя. Затем
выключается
свет, остается
только
ночник...